ТРИЗ как технология поиска креативных решений в бизнесе
За счет чего можно расти в современной экономике? Генри Форд сделал революцию в производстве. Toyota — в производстве качественных товаров. Microsoft и Apple научили мир работать с информацией. Куда идти дальше? Где искать конкурентные преимущества?
Думаю что точка роста находится в способности компании генерировать, отбирать и воплощать новые идеи. Я в последние время наблюдаю значительное увеличение интереса со стороны бизнеса к использованию креативных технологий для решения бизнес-задач.
Одним из таких инструментов, который получает все большее и большее признание, является ТРИЗ.
***
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — это система, позволяющая гарантированно получить несколько перспективных решений сложной ситуации. Отец-основатель ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер проанализировал более 40 тыс. патентов и обнаружил закономерности развития технических систем (к которым относятся механизмы, предприятия, отделы и т. д.).
Одним из основных постулатов ТРИЗ заключается в том, что процесс поиска новых идей и решений можно разложить по понятным шагам, и выполнение этих шагов почти гарантирует, что будет получен искомый результат.
Как говорит один из ТРИЗ-специалистов «Мы идем по алгоритму. Даже если мы нашли очень привлекательное решение, то мы не радуемся и не бросаем креативный поиск, а просто паркуем это решение, чтобы потом можно было к нему вернуться».
***
Популярность ТРИЗ растет во всем мире. На конференции по ТРИЗ в выступлении Н. Шпаковского был представлен слайд о том, как наши специалисты по ТРИЗ помогли корейской компании Samsung в построении системы постоянной генерации идей, что позволило Samsung стать лидером на многих рынках.
Оказывается Самсунг-то стал одним из мировых технологических лидеров после того, как в начале 2000-х годов там появились наши специалисты по ТРИЗ! После появления ТРИЗовцев в Самсунге количество патентов, регистрируемых сотрудниками компании, стало лавинообразно расти.
***
По сути дела, в каждом бизнесе есть очень интересные задачи, которые сложно решить в обычном процессе и формате. Например «в одном передовом агрохолдинге средний трактор тратит около 30% рабочего времени на непроизводительную работу и проезжает от поля до поля 4−5 тыс. км за сезон (!). В крупной компании, управляющей миллионами квадратных метров недвижимости, огромные объекты недвижимости могут годами простаивать, потому что отсутствует эффективная (достаточная для управления) система сегментирования этих объектов».
Такие проблемы могут существовать в компании годами, и смогут быть решены лишь когда в компанию придет специалист по решению (изобретательских) задач и применит одну из известных ему методологий (ТРИЗ, дизайн-мышление) для решения данной задачи.
***
ТРИЗ также используется для обучения и развития персонала. Я активно использую ИКР для интенсификации мозгового штурма в тренингах по дизайн-мышлению. Одно дело, когда участники просто генерируют гипотезы, что называется «с потолка», а другое дело — когда они уже представляют конечный результат своих поисков (который задается ИКР) и ищут возможность элегантно достичь этого результата.