Назад к статьям

Три правила успешного мозгового штурма

Мозговой штурм стоит проводить, когда нам нужно собрать как можно больше идей: по увеличению продаж, по масштабированию бизнеса, по решению проблем…

Мозговой штурм может быть в рамках стратегической сессии, может проводиться отдельно. Часто совещания импровизированным образом превращаются в мозговой штурм, когда руководитель (или ведущий сессии) спрашивает «А какие у кого есть идеи о???»

В случае мозгового штурма можно выделить три этапа:
1) Ставится вопрос/проблема/задача;
2) Участники предлагают идеи;
3) Идеи оцениваются, классифицируются и выбираются лучшие.

В зависимости от степени глубины и проработки каждого этапа мозговой штурм может длиться до полутора часов до целого дня.

Для проведения успешного мозгового штурма необходимо соблюдать три правила:

1) Четко поставленная задача

Обычно даже опытные руководители не видят разницу между проблемой и задачей.

Проблема — это всегда нехватка чего-то.

Например, у компании может быть проблема, в том, что не растут продажи. То есть есть нехватка клиентов или денег от клиентов.

Задача — это то, что нужно сделать и получить результат.

Применительно к проблеме «Продажи не растут», у нас могут быть несколько задач, например «как нам привлечь новых дистрибьюторов», «как нам улучшить продукт», «как давать более качественные лиды», «как увеличить средний чек» и т. д.

Важное правило поиска интересных идей и решений заключается в том, что

Проблемы не решаются, решаются задачи

Если мы для ставим перед группой ПРОБЛЕМУ, то каждый участник группы переводит эту проблему в задачу, и решает разные задачи!

В результате — отсутствие слаженной групповой работы, споры между участниками и низкое качество предложенных идей.

Поэтому очень важно для мозгового штурма давать участникам не проблему, а давать уже сформулированную задачу. или предложить участникам самим перевести проблему в задачи, и выбрать из них ту, которую актуально решить именно сейчас.

2) Сначала генерация, потом анализ

Также важно сказать участникам про то, что есть два типа мышления: мышление генератора и мышление критика (если группа очень интеллектуальная, то можно использовать термины дивергентное и конвергентное мышление).

Групповая работа зачастую имеет низкую продуктивность потому что часть участников предлагает идеи, размышляет, а другая часть — критикует. То есть выбирают одну из идей и начинают ее критически анализировать.

Для успешной генерации идей важно разделять процессы генерации идей, и анализа идей. то есть использовать принцип «Как придумать лучшую идею? надо придумать много идей и выбрать из них лучшую». И не переходить к анализу идей до тех пор, пока не наберётся нужно нам количество идей (иногда это двадцать, а иногда пятьдесят).

Не всегда участники замечают, что они выступают в роли критика. Задача модератора в том, чтобы как можно больше участников работали в режиме «генераторов». И если модератор слышит критические высказывания от какого-либо участника, то можно задать вопрос «А какое мышление сейчас у вас?»


3) Мышление на высокой скорости

Обычно на мозговой штурм собираются опытные руководители и специалисты, эксперты в своей области, имеющий большой опыт и знания в знакомой для них сфере. Они привыкли все время находиться в экспертной позиции, и им сложно признать, что в их сфере можно получить что-то новое.

В психологии такая привычка смотреть на вещи привычным образом, сквозь призму прошлого опыта, называется «туннельным мышлением»

Задача модератора на мозговой штурме — вывести участников из состояния «всезнания», простимулировать их мышление и дать возможность удивляться интересным решениям.

Для стимулирования мышления нужно использовать различные техники:
  • групповое решение интересных задач (например, в формате «Что?Где?Когда?»);
  • метафорические карты и друдлы (участники должны назвать как можно больше вариантов, что изображено на этих картинказ);
  • постоянно ускорять групповой процесс («осталось 2 минуты», «нужны еще три идеи!» и т. д.);
  • четко контролировать время (например демонстрировать таймер на экране для того, чтобы создать атмосферу срочности).

Также важно соблюдать «режим труда и отдыха» — а именно давать возможность переключиться и перезагрузиться после интенсивной групповой работы, используя забавные и лёгкие телесные разминки.

А также контролировать уровень углекислого газа в помещении. Если углекислого газа слишком много, то продуктивность работы участников существенно падает.