Мозговой штурм стоит проводить, когда нам нужно собрать как можно больше идей: по увеличению продаж, по масштабированию бизнеса, по решению проблем…
Мозговой штурм может быть в рамках стратегической сессии, может проводиться отдельно. Часто совещания импровизированным образом превращаются в мозговой штурм, когда руководитель (или ведущий сессии) спрашивает «А какие у кого есть идеи о???»
В случае мозгового штурма можно выделить три этапа:
1) Ставится вопрос/проблема/задача;
2) Участники предлагают идеи;
3) Идеи оцениваются, классифицируются и выбираются лучшие.
В зависимости от степени глубины и проработки каждого этапа мозговой штурм может длиться до полутора часов до целого дня.
Для проведения успешного мозгового штурма необходимо соблюдать три правила:
1) Четко поставленная задача
Обычно даже опытные руководители не видят разницу между проблемой и задачей.
Проблема — это всегда нехватка чего-то.
Например, у компании может быть проблема, в том, что не растут продажи. То есть есть нехватка клиентов или денег от клиентов.
Задача — это то, что нужно сделать и получить результат.
Применительно к проблеме «Продажи не растут», у нас могут быть несколько задач, например «как нам привлечь новых дистрибьюторов», «как нам улучшить продукт», «как давать более качественные лиды», «как увеличить средний чек» и т. д.
Важное правило поиска интересных идей и решений заключается в том, что
Проблемы не решаются, решаются задачи
Если мы для ставим перед группой ПРОБЛЕМУ, то каждый участник группы переводит эту проблему в задачу, и решает разные задачи!
В результате — отсутствие слаженной групповой работы, споры между участниками и низкое качество предложенных идей.
Поэтому очень важно для мозгового штурма давать участникам не проблему, а давать уже сформулированную задачу. или предложить участникам самим перевести проблему в задачи, и выбрать из них ту, которую актуально решить именно сейчас.
2) Сначала генерация, потом анализ
Также важно сказать участникам про то, что есть два типа мышления: мышление генератора и мышление критика (если группа очень интеллектуальная, то можно использовать термины дивергентное и конвергентное мышление).
Групповая работа зачастую имеет низкую продуктивность потому что часть участников предлагает идеи, размышляет, а другая часть — критикует. То есть выбирают одну из идей и начинают ее критически анализировать.
Для успешной генерации идей важно разделять процессы генерации идей, и анализа идей. то есть использовать принцип «Как придумать лучшую идею? надо придумать много идей и выбрать из них лучшую». И не переходить к анализу идей до тех пор, пока не наберётся нужно нам количество идей (иногда это двадцать, а иногда пятьдесят).
Не всегда участники замечают, что они выступают в роли критика. Задача модератора в том, чтобы как можно больше участников работали в режиме «генераторов». И если модератор слышит критические высказывания от какого-либо участника, то можно задать вопрос «А какое мышление сейчас у вас?»
3) Мышление на высокой скорости
Обычно на мозговой штурм собираются опытные руководители и специалисты, эксперты в своей области, имеющий большой опыт и знания в знакомой для них сфере. Они привыкли все время находиться в экспертной позиции, и им сложно признать, что в их сфере можно получить что-то новое.
В психологии такая привычка смотреть на вещи привычным образом, сквозь призму прошлого опыта, называется «туннельным мышлением»
Задача модератора на мозговой штурме — вывести участников из состояния «всезнания», простимулировать их мышление и дать возможность удивляться интересным решениям.
Для стимулирования мышления нужно использовать различные техники:
Также важно соблюдать «режим труда и отдыха» — а именно давать возможность переключиться и перезагрузиться после интенсивной групповой работы, используя забавные и лёгкие телесные разминки.
А также контролировать уровень углекислого газа в помещении. Если углекислого газа слишком много, то продуктивность работы участников существенно падает.
Мозговой штурм может быть в рамках стратегической сессии, может проводиться отдельно. Часто совещания импровизированным образом превращаются в мозговой штурм, когда руководитель (или ведущий сессии) спрашивает «А какие у кого есть идеи о???»
В случае мозгового штурма можно выделить три этапа:
1) Ставится вопрос/проблема/задача;
2) Участники предлагают идеи;
3) Идеи оцениваются, классифицируются и выбираются лучшие.
В зависимости от степени глубины и проработки каждого этапа мозговой штурм может длиться до полутора часов до целого дня.
Для проведения успешного мозгового штурма необходимо соблюдать три правила:
1) Четко поставленная задача
Обычно даже опытные руководители не видят разницу между проблемой и задачей.
Проблема — это всегда нехватка чего-то.
Например, у компании может быть проблема, в том, что не растут продажи. То есть есть нехватка клиентов или денег от клиентов.
Задача — это то, что нужно сделать и получить результат.
Применительно к проблеме «Продажи не растут», у нас могут быть несколько задач, например «как нам привлечь новых дистрибьюторов», «как нам улучшить продукт», «как давать более качественные лиды», «как увеличить средний чек» и т. д.
Важное правило поиска интересных идей и решений заключается в том, что
Проблемы не решаются, решаются задачи
Если мы для ставим перед группой ПРОБЛЕМУ, то каждый участник группы переводит эту проблему в задачу, и решает разные задачи!
В результате — отсутствие слаженной групповой работы, споры между участниками и низкое качество предложенных идей.
Поэтому очень важно для мозгового штурма давать участникам не проблему, а давать уже сформулированную задачу. или предложить участникам самим перевести проблему в задачи, и выбрать из них ту, которую актуально решить именно сейчас.
2) Сначала генерация, потом анализ
Также важно сказать участникам про то, что есть два типа мышления: мышление генератора и мышление критика (если группа очень интеллектуальная, то можно использовать термины дивергентное и конвергентное мышление).
Групповая работа зачастую имеет низкую продуктивность потому что часть участников предлагает идеи, размышляет, а другая часть — критикует. То есть выбирают одну из идей и начинают ее критически анализировать.
Для успешной генерации идей важно разделять процессы генерации идей, и анализа идей. то есть использовать принцип «Как придумать лучшую идею? надо придумать много идей и выбрать из них лучшую». И не переходить к анализу идей до тех пор, пока не наберётся нужно нам количество идей (иногда это двадцать, а иногда пятьдесят).
Не всегда участники замечают, что они выступают в роли критика. Задача модератора в том, чтобы как можно больше участников работали в режиме «генераторов». И если модератор слышит критические высказывания от какого-либо участника, то можно задать вопрос «А какое мышление сейчас у вас?»
3) Мышление на высокой скорости
Обычно на мозговой штурм собираются опытные руководители и специалисты, эксперты в своей области, имеющий большой опыт и знания в знакомой для них сфере. Они привыкли все время находиться в экспертной позиции, и им сложно признать, что в их сфере можно получить что-то новое.
В психологии такая привычка смотреть на вещи привычным образом, сквозь призму прошлого опыта, называется «туннельным мышлением»
Задача модератора на мозговой штурме — вывести участников из состояния «всезнания», простимулировать их мышление и дать возможность удивляться интересным решениям.
Для стимулирования мышления нужно использовать различные техники:
- групповое решение интересных задач (например, в формате «Что?Где?Когда?»);
- метафорические карты и друдлы (участники должны назвать как можно больше вариантов, что изображено на этих картинказ);
- постоянно ускорять групповой процесс («осталось 2 минуты», «нужны еще три идеи!» и т. д.);
- четко контролировать время (например демонстрировать таймер на экране для того, чтобы создать атмосферу срочности).
Также важно соблюдать «режим труда и отдыха» — а именно давать возможность переключиться и перезагрузиться после интенсивной групповой работы, используя забавные и лёгкие телесные разминки.
А также контролировать уровень углекислого газа в помещении. Если углекислого газа слишком много, то продуктивность работы участников существенно падает.