На цикле дивергентного мышления с использованием технологии «мозгового штурма» генерируется максимально возможное количество вариантов решения, на этапе конвергентного мышления из множества предложенных вариантов выбирается одно для дальнейшей проработки, а именно прототипирования и тестирования.
Технология «мозгового штурма» общеизвестна, и применяется в различных ситуациях и тренингах. Определяется человек, который записывает идеи, после этого все участники предлагают разнообразные идеи без критики и без оценки. При проведении мозгового штурма мы предполагаем, что все идеи хороши, и для нас количество идей важнее чем их качество. Важно поддерживать Высокий темп и напряжение обсуждения, и не углубляться в детали высказанных идей, а искать и генерировать новые. В конце проводится классификация и оценка найденных идей.
Для повышения эффективности мозгового штурма можно использовать разнообразные цвета при записи идей, можно использовать юмор, можно записывать идеи от лица различных стейкхолдеров (например из роли клиента, известного инноватора, государственного деятеля и т.п.), также можно провести «Обратный мозговой штурм», а именно подумать как можно усугубить проблему клиента!
Несмотря на свою известность и популярность мозговой штурм как метод группового обсуждения имеет и свои недостатки. Могут возникать «Эффект производственного затора», когда слушая чужие идеи, участники забывают про свои собственные и не высказывают их, а также «Эффект зашоривания», когда участники, которые высказались первыми, задают начальную точку обсуждения и коридор поиска, тем самым определяя и мышление других участников. К тому же возможно проявление доказательств собственной правоты, открытого давления на меньшинство и других факторов групповой динамики.
Поэтому иногда используется «молчаливый мозговой штурм», при котором участники индивидуально генерируют идеи, используя для этого идеи других участников. Технология «молчаливого мозгового штурма» заключается в том, что участники самостоятельно пишут как можно больше идей на заданный ведущим вопрос, а потом, передавая свои идеи соседу справа и получая список идей от соседа слева, знакомится с ними и развивает его идеи.
Через несколько шагов все стикеры с идеями собираются и проводится их обсуждение и сортировка.
Обсуждение и сортировка идей также может проводиться с использованием техник модерации и фасилитации группового обсуждения. Например можно использовать техники «Три оставить – три выбросить», при которой участники отмечают 3 наиболее сильных и 3 наиболее слабых идеи (используются 2 цвета маркеров или точек для голосования). Или технику «Новизна, полезность, осуществимость», при которой участники отмечают 3 наиболее новых, 3 наиболее эффективных и 3 наиболее легко реализуемых идеи (используются 3 цвета маркеров или меток для голосования). В итоге отбираются варианты, где есть метки по всем трем основаниям.
В результате мозгового штурма у нас появляется наиболее перспективное решение для обозначенной на этапе 2 технологии дизайн-мышления проблемы. Главным критерием выбора решения является ответ на вопрос «решает ли это проблему клиента?»
Связаться со мной можно по телефону+7 (910) 246 16 09 или по почте anchin@mail.ru