При подготовке к проведению тренинга по дизайн-мышлению услышал от Заказчика «Андрей, Вы наша последняя надежда. Мы проводили тренинг по дизайн-мышлению для руководителей, и у них остался неприятный осадочек. Можно сказать, что они почти разочаровались в данной технологии. Дело в том, что их чуть ли не на продовольственный рынок отправляли для того, чтобы они лучше узнали своих потребителей».
С одной стороны соблюдение технологии обучения - это святое. И если на первом этапе технологии обучения дизайн-мышлению (которая называется Эмпатия) надо общаться с потребителями - то технологию надо выполнять. Можно сказать, что технология обучения превосходна, и это руководители не проявили достаточно психологической гибкости и заинтересованности.
Но если после тренинга остается "осадочек", то может быть дело в применимости конкретной технологии обучения для данной категории руководителей? В частности применимости технологии дизайн - мышления для обучения руководителей. И если технология «не ложится» на функционал руководителей, то можно не сокрушаться о том, какие руководители не гибкие, а адаптировать технологию к тому, чтобы и участники чувствовали себя комфортно, и тренинг выполнил бы свою задачу.
Технология дизайн-мышления
Дизайн - мышление – это про «спросить у потребителей». Поэтому в классической технологии дизайн мышления первым этапом является «Эмпатия». На этом этапе исследователь непредвзято наблюдает за поведением потребителя или получает информацию о скрытых потребностях потребителя через проведение глубинного интервью. И в дальнейшем создает продукт исходя из выявленных потребностей клиента (и этим технология дизайн-мышления отличается от Customer development, где продукт уже есть, и наша задача – понять, как покупатель может относиться к данному продукту)
Отличительные характеристики дизайн-мышления как технологии обучения следующие :
- Исследование потребителей/эмпатия для понимания его скрытых и явных потребностей
-Использование различных паттернов групповой деятельности/группового мышления. Выделяют два типа группового мышления: дивергентное мышление, когда участники генерируют как можно больше идей и конвергентное, когда участники выбирают одну идею или решение для дальнейшей проработки.
-Визуализация, или визуальное мышление. А именно все результаты исследования потребителей и группового обсуждения фиксируются на клейкие листочки и наклеиваются на стену.
- Как можно скорейшее получение первого прототипа (MVP minimum viable product - минимально жизнеспособный продукт), чтобы как можно скорее получить обратную связь от покупателей. Создание или даже сценария в виде комикса или рассказа, который можно предъявить потенциальному клиенту и получить обратную связь.
Насколько эти отличительные характеристики технологии дизайн - мышления могут быть восприняты руководителями?
Исследование потребителей/эмпатия. На наш взгляд этот элемент очень удачен для обучения маркетологов, но не очень удачен для обучения руководителей. Эмпатия – это ориентация на людей, в то время как большинство руководителей ориентировано на задачу: достижение результата, эффективность и т.д. Поэтому я бы не рекомендовал начинать обучение с темы, которая явно не присутствует в мыслительном поле участников.
Получение первого прототипа (MVP) и тестирование продукта или решения. Это здорово для культуры поиска и экспериментирования. В такой культуре ошибки поощряются, так как они неизбежны при поиске новых идей и получения превосходного результата. Но в случае жесткой корпоративной культуры за ошибки не хвалят, а наказывают. Также может быть сильна установка «не ударить в грязь лицом» перед коллегами. Поэтому идеология тестирования как быстрого предъявления полученного результата и скорейшего его исправления может быть неприемлема для многих руководителей, от которых требуют предъявлять уже готовый совершенный продукт.
Наши рекомендации :
Б. Наиболее применимы и эффективными для обучения руководителей является тема Паттернов групповой деятельности/группового мышления. Очень важно научить руководителей осознанно использовать различные паттерны группового мышления для того, чтобы при работе в группе они усиливали друг друга, а не ослабляли. На наш взгляд это наиболее пригодный для обучения руководителей элемент технологии дизайн-мышления, который имеет самостоятельную ценность.
Б. Если руководители напрямую не связаны с работой с клиентами, то им может быть сложно использовать элементы технологии дизайн - мышления «Эмпатия» и «Тестирование»
Работа с Визуализацией результатов коллективного обсуждения также очень полезна, хотя их использование очень сильно зависит от организационной культуры Компании.
В. Новые идеи можно искать не только обнаруживая инсайты потребителей. Их можно также искать при проработке трендов (например используя «линзу инноваций» Гибсона) или вовлекая в поиск и генерацию идей сотрудников. Но это уже другая тема.